Отличие дизельных масел грузовых и легковых автомобилей
02 января
Main image

Какое масло лить в современный дизельный двигатель грузового и легкового транспорта? Отличие. Заменяемость.

Принципы систем управления, питания и работы дизельных двигателей грузового и легкового автотранспорта тождественны. Постоянное стремление к усовершенствованию конструкции дизельных двигателей, привело к тому, что обороты работы «дизелей», в том числе и грузового транспорта, поднялись и практически приблизились к значениям оборотов работы бензиновых агрегатов. Вместе с тем ужесточение экологических норм по выбросам выхлопных газов, привело к тому, что и легковые машины с дизельными двигателями стали оснащаться системами селективной нейтрализации посредством впрыска водного раствора мочевины. Внимательно рассмотрим какие существуют отличия между маслами для дизельных двигателей грузовых и легковых автомобилей.

Основные отличия между маслами для дизельных двигателей грузовых и легковых автомобилей заключаются в применении различных пакетов присадок при производстве данных смазочных материалов. Использование при производстве различных пакетов присадок вызвано в первую очередь разными условиями работы дизельных двигателей. Современный дизельный двигатель легкового автомобиля представляет собой высокофорсированный турбированный двигатель небольшого объема, работающий в широком диапазоне оборотов. А вот дизельные двигатели грузовых автомобилей работают как правило в более легких условиях, при более узком диапазоне оборотов и меньших нагрузках. Но даже при таких более «мягких» условиях роботы, расход топлива у большегрузных дизелей несоизмеримо выше. Это обстоятельство, неизбежно приводит к повышенному сажеобразованию и постепенному разбавлению масла топливом, что требует от моторного масла повышенных моюще-диспергирующих свойств.
В процессе горения дизельного топлива, образуется большое количество сажи, которая в камере сгорания объединяется в агрессивные крупные частицы. Эти объединенные частицы осаждаясь на элементах шатунно-поршневой группы, являются причиной значительного увеличения износа поршней, поршневых колец и стенок цилиндров двигателя. Поэтому дизельные масла для грузовой техники содержат в своем составе присадок в два раза больше чем дизельные масла для легковых автомобилей. Значительную долю пакета присадок для дизельных двигателей грузовых автомобилей составляют присадки – дисперсанты, призванные эффективно бороться с образованием объединенных сажевых конгломератов, осаждением этих образований на деталях двигателя и как следствие повышенным износом его элементов.

Так почему же тогда не применять в дизельных двигателях легковых автомобилей моторные масла для большегрузной техники? Можно ли использовать, например, масло Protec SD 10W-40 API CI-4\SL или TEMOL Premium Diesel 10W-40 API CI-4\SL в дизельных двигателях легковых автомобилей? Ведь данные масла изготовлены на присадках мирового лидера - американской компании AFTON CHEMICALS (USA). Это премиум качество, значит возможно применять на любом типе техники?

Не все так просто. И ответ - НЕТ, не стоит в обычных ситуациях.

Причина скрывается прежде всего в тех самых присадках – дисперсантах.
По данным исследования проведенного японской организацией автомобильных стандартов JASO было определено и подтверждено, что большое количество дисперсантов в моторном масле приводит к ускоренному износу клапанного механизма дизельных двигателей легковых автомобилей. Также дизельные масла для грузовой техники имеют достаточно высокие значения щелочного числа, запас которого означает присутствие в масле специальных присадок, призванных нейтрализовать кислотные соединения, активно образующиеся при сгорании дизельного топлива. Так, в вышеупомянутых маслах для грузовых автомобилей класса API CI-4\SL щелочное число достигает высоких значений. В то же время щелочное число у дизельного масла для легковых автомобилей TEMOL Luxe Diesel 10W-40 ниже, а у универсального масла TEMOL Luxe 10W-40 API SL\CF еще ниже.
Но этот безусловно важнейший запас щелочного числа для грузовой техники, неизменно приведет к увеличению зольности масла и окажет отрицательное влияет на катализаторы и сажевые фильтры, установленные на подавляющем большинстве современных легковых автомобилях с дизельными двигателями.

Использование моторного масла для грузовой дизельной технике в легкомоторном дизеле возможно только в исключительных случаях, например, когда под рукой нет именно того смазочного материала, который рекомендован к применению производителем техники, а уровень масла упал ниже критического и маслонасос не создает необходимый уровень давления. Во всех остальных случаях Роман Чебаев спикер OilAcademy от KSM Lubes не рекомендует применять масла для грузовой техники в легковых дизельных автомобилях.
www.ksm.ua
www.temol.ua
www.ksmprotec.com