Вся информация о тормозных жидкостях DOT
03 января
Main image

Тормозная жидкость призвана передавать энергию от главного тормозного цилиндра к колесным цилиндрам. Колесные цилиндры в свою очередь прижимают тормозные накладки к тормозным дискам или барабанам. Давление в гидроприводе тормозов достигает 10 МПа, а температура жидкости в дисковых тормозах – 150-190°С. Во время работы в тормозную систему через резиновые уплотнения проникает влажный воздух, в результате чего тормозная жидкость «увлажняется» и температура ее кипения снижается. Если при эксплуатации автомобиля температура кипения жидкости станет ниже 150°С, то в ней будут выделяться пузырьки газа и пара, образуя паровые пробки, что может привести к отказу тормозов.
Поэтому очень важно, чтобы тормозная жидкость обладала следующими свойствами:
– высокую температуру кипения при поглощении влаги;
– хорошие вязкостно-температурные свойства;
– высокие противокоррозионные и защитные свойства;
– хорошие смазывающие свойства;
– отсутствие склонности к образованию твердых частиц и сгустков во время использования и хранения;
– совместимость с резиновыми уплотнительными манжетами.

При разработке жидкостей, как правило, ориентируются на требования американской системы безопасности автомобилей FMVSS №116 и стандарт SAE Y 1703.

Согласно классификации этих стандартов, существуют четыре класса тормозных жидкостей: DOT 3, DOT 4, DOT 5.1, DOT 5.
Аббревиатура DOT составлена из первых букв названия американского Министерства транспорта – Department of Transport.

Классификация тормозных жидкостей по DOT является общепринятой.
DOT 3 – выдерживает температуру: 205 °С – для «сухой» жидкости и 140 °С – для «увлажненной». Эти жидкости применяются при обычных условиях эксплуатации в автомобилях с тормозами барабанного или дискового типа.
DOT 4 – применяется на автотранспорте с дисковыми тормозами в условиях городского движения (режим «разгон-торможение»). Температура кипения здесь будет составлять 230 °С – для «сухой» жидкости и 155 °С – для «увлажненной». Данная жидкость наиболее распространена на современных автомобилях.
DOT 5 – производится на основе силикона и она несовместима с остальными видами жидкостей. Температура кипения для такой жидкости будет 260°С и 180 °С соответственно. Эта жидкость не разъедает краску и не поглощает воду. На серийных автомобилях, как правило, она не применяется. Ее обычно применяют на спецтранспорте, работающем в условиях экстремальных для тормозной системы температур.
DOT 5.1 применяется на спортивных автомобилях и обладает той же температурой кипения, что и DOT 5.
Эксплуатационные свойства тормозных жидкостей определяются составом основных компонентов, входящих в них. В зависимости от основы они подразделяются на минеральные, гликолевые и силиконовые.
Минеральные тормозные жидкости представляют собой смеси касторового масла и спирта. Смесь на основе бутилового спирта образует тормозную жидкость БСК, а смесь на основе этилового спирта – ЭСК. Эти тормозные жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, они негигроскопичны, но имеют низкую температуру кипения.
Гликолевые тормозные жидкости изготавливаются на основе различных соединений гликолей. Эти жидкости удовлетворяют требованиям DOT 3, 4, 5.1.
Силиконовые тормозные жидкости DOT 5 не абсорбируют влагу. Накопленная в тормозной жидкости вода в свободном состоянии при нагревании свыше 100°С выпаривается.
Рекомендации по применению тормозных жидкостей:
– смену жидкости необходимо производить в сроки, указанные в руководстве по эксплуатации автомобиля (обычно гликолевую жидкость нужно менять раз в два-три года, а силиконовую – раз в десять-пятнадцать лет);
– жидкости, рекомендованные заводом-изготовителем автомобиля, следует заменять только аналогичными, совместимыми с рекомендованными;
– тормозные жидкости ядовиты, поэтому при работе с ними необходимо соблюдать меры предосторожности;
– тормозные жидкости следует хранить только в герметичной таре.